Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга

СПб ГУДСП "Петродворцовое"

Круглосуточный телефон "горячей линии" СПб ГУДСП "Петродворцовое" - 607-46-54

Что поможет против гололеда на дорогах, кроме песка и реагентов? Оказывается, что можно использовать остатки от заваренного кофе в борьбе против гололеда на пешеходных дорожках в городских парках. А какие еще варианты используются в мире для уборки дорог и тротуаров? Вести» рассмотрели плюсы и минусы каждого способа, а также узнали, как противостоят гололеду в Ленинградской области.

Уже давно дорожники и экологи во всем мире ищут наиболее практичные варианты борьбы со снегом и гололедом, которые бы эффективно очищали дороги от наледи, и при этом не разрушали дорожное покрытие и не отравляли почву. На данный момент существуют много вариантов, но все они в той или иной степени зависят от природно-климатических особенностей района применения, а также различаются по стоимости.

Противогололедные материалы (ПГМ) необходимы для снижения температуры замерзания воды и/или повышения фрикционных свойств (силы трения) дорожного покрытия, чтобы предотвращать или снижать скользкость снежно-ледового покрова. Все ПГМ делят на три группы: химические, фрикционные и комбинированные, выпускающиеся в твердом или жидком виде.

Техническая соль (NaCl) – один из самых распространенных, дешевых и эффективных химических реагентов для борьбы с гололедом, хотя, увы, далеко не идеальный. Несмотря на хорошую способность соли плавить лед, уже при температуре –10 градусов ее эффективность резко падает. Но самый главный минус хлорида натрия – высокая едкость. Хлориды относятся к активным веществам, которые способны не только испортить обувь или разъесть нежную кожу на лапах зверей, но даже повредить трубы и провода, проложенные под землей. Кроме того, предполагается, что лед, расплавленный таким способом, должен сразу собираться и вывозиться на снегоплавильни. Но зачастую на практике хорошо просоленные сугробы копятся и утрамбовываются на газонах и обочинах дорог в ожидании весны. Затем талая вода с солью попадает в почву и водоемы, а при испарении способна вызвать аллергию у людей.

Для снижения воздействия на инфраструктуру и окружающую среду в современные реагенты добавляют антикоррозийные компоненты и биофильные добавки, которые в дальнейшем поглощаются из почвы и воды организмами и используются в процессах их жизнедеятельности. Но практически все модифицированные реагенты ощутимо дороже технической соли и далеко не всегда дают лучший результат.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств соль и реагенты в большинстве стран используют лишь на опасных участках скоростных трасс, а на тротуарах и дорогах с небольшим трафиком их не применяют.

Песок до недавнего времени также широко использовался для борьбы с гололедом. Его относят к фрикционной группе ПГМ, которые применяют в период продолжительных и устойчивых морозов. В отличие от средств химической группы, песок не боится низких температур, а устранение гололеда происходит мгновенно (без ожидания химической реакции) и без вреда для экологии.

Но определенные минусы все же есть. При активном автомобильном движении, плотном пешеходом потоке и сильном снегопаде песок быстро теряет эффективность и требует постоянного возобновления абразивного слоя. Кроме того, песок пылит, переносится пешеходами и транспортом на большие расстояния, трудно поддается уборке и с приходом весны забивает ливневку, становясь причиной потопов.

На сегодняшний день полностью исключить использование ПГМ в городах и на трассах с плотным транспортным потоком не представляется возможным. Хотя встречаются исключения.

 В Исландии

Исландии, расположенной на небольшом острове в северной Европе, крупно повезло с природными энергоресурсами. Одним из основных источников тепла и электричества там стали геотермальные источники. С их помощью исландцы отапливают жилые дома, а также подогревают дороги. Для этого трубы с горячей водой, которые ведут от источников к домам, прокладывают под дорогами вдоль улиц. Это позволяет не использовать реагенты.

Однако за пределами больших городов в Исландии преобладают грунтовые дороги, и бездорожье здесь остается обычным явлением. Поэтому местные жители в основном передвигаются на полноприводных внедорожниках, а если по дороге из-за снежных заносов не проехать, ее полностью или частично закрывают.

В Швеции

В 2004 году шведский ученый Торгейр Ваа придумал оригинальный метод борьбы с гололедом. Он предложил использовать смесь песка с горячей водой в пропорции 7 к 3. Образовавшейся суспензией покрывают проезжую часть, делая поверхность льда шероховатой и тем самым повышая силу трения дороги. Эффект от такой обработки сохраняется в течение 3-7 дней или до следующего снегопада. Метод, безусловно, экологичный и достойный внимания, но он подходит лишь для дорог с ежедневным трафиком до 1500 авто в день и к тому же является очень дорогостоящим, так как требует применения специальной техники. Для дорог с интенсивным движением, которые должны очищаться быстро, в Швеции по-прежнему применяется раствор технической соли.

Применяют в Швеции и другую экологичную альтернативу реагентам – гранитную крошку, но лишь на тротуарах и дорогах со снежным накатом и небольшим потоком машин. На голом асфальте или при гололеде она оказывается бесполезной.

За зиму на тротуарах и дорогах накапливается такой слой крошки, что убирать его после окончания снежного сезона приходится с помощью тракторов с ковшами. Собранную крошку перемывают и повторно используют следующей зимой, а часть вывозят на свалку. Интересно, что собранные с дорог снег и крошку проверяют на наличие вредных веществ, и, если они не опасны для окружающей среды, сбрасывают в море. Весной скопившийся на дне материал собирают, чтобы зимой снова посыпать им улицы.

В Японии

В Стране восходящего солнца на городских дорогах и тротуарах вместо реагентов предпочитают использовать усовершенствованные дорожные покрытия с высоким коэффициентом сцепления и электрическим подогревом. Несмотря на сложность и дороговизну система применяется в значительном количестве японских городов, но в сельской местности гололед – по-прежнему не редкость.

Дороги с подогревом уже есть в Канаде, США, Финляндии, Норвегии и некоторых других странах. И эта технология набирает популярность в мире, так как подогреваемые дороги служат дольше из-за отсутствия вредного для покрытия перепада температур и не требуют регулярных затрат на уборку после каждого снегопада.

Усовершенствованные дорожные покрытия в Японии начали вводить в эксплуатацию с 1991 года, одновременно запретив использовать шипованную резину. Тогда же в Японии на участках с высоким трафиком появились асфальтобетонные дороги с добавлением эластичных материалов (резиновой крошки). Благодаря усовершенствованной структуре такие дороги менее скользкие, чем обычные асфальтовые.

В Финляндии

Финнов всегда ставят в пример, как нацию, которая бережно относится к экологии. И они действительно делают все возможное, чтобы снизить ущерб природе. Например, в районах, где грунтовые воды близко подходят к поверхности, используют только наиболее экологичный реагент – формиат натрия (соль муравьиной кислоты). Для борьбы с гололедом на тротуарах и дорогах с низким трафиком в Финляндии применяется своевременная механическая уборка и гранитная крошка. Для скоростных трасс с высоким автомобильным трафиком используется увлажненная соль.

В США и Канаде

В Северной Америке для борьбы с гололедом практикуют все подряд: твердые и жидкие химические вещества (хлориды натрия, магния и кальция, а также ацетаты кальция-магния, калия и кальция), абразивные материалы и подогрев дорог. Причем распространенный в США хлорид магния, несмотря на свою эффективность в борьбе с гололедом, разъедает не только обувь, но даже кузовы автомобилей. Использование кальций-магниевого ацетата (СМА) и хлорида кальция считают более экологичным, так как они не разъедают металлы и цементобетон. Однако эти реагенты эффективны только до –7 градусов Цельсия.

При этом в Канаде пытаются также применять альтернативные способы. Например, при строительстве дорог в асфальт добавляют верглимит – смесь на основе хлористого кальция, которая препятствует образованию наледи. В городе Калгари в 2018 году попробовали еще один необычный способ, и на некоторых дорогах вместо реагентов применили свекольный рассол. Считается, что он более эффективен и менее токсичен. Но пока это лишь частная практика и не понятно, распространиться ли она по всей стране.

В Великобритании

В парках Великобритании и некоторых других европейских стран, где нет недостатка в кофейнях, используют еще один необычный метод. Речь идет о спитой кофейной гуще, как альтернативе песку. Известно, что кофейный жмых хорошо выполняет функции «наждачного» материала (недаром его используют в косметических процедурах в качестве скраба), а значит способен делать менее скользкими дорожки в парке. При этом он не только не вредит зеленым насаждениям, но и может быть им полезен в качестве удобрения. Убирается он тоже легко: после таяния льда остатки кофе на дорожках можно смести в кусты и на газоны.

Буквально на днях этот метод решили опробовать во Львове, о чем сообщил на своей странице в Facebook заместитель мэра города Андрей Москаленко. Он рассказал, что мэрия уже нашла в качестве партнера сеть кофеен, которая будут предоставлять кофейную гущу бесплатно. Для масштабного внедрения этого метода потребуется целое море выпитого ароматного напитка. Звучит почти сказочно, но вдохновляющее, не так ли?

В России

До недавнего времени в России и странах бывшего СССР основным способом борьбы со скользкостью дорог оставался песок с добавлением небольшого количества соли (5-10%). Но в крупных городах с большим автомобильным трафиком, таких как Москва, от песка стали отказываться из-за пыли и забивания ливневой канализации.

В настоящее время на российских трассах преимущественно используют техническую соль в чистом виде и с добавками. Для тротуаров и дорог с низкой интенсивностью движения она применяется в виде солевого раствора или в составе песко-соляной смеси. В некоторых городах для тротуаров также используют смесь обычной соли, соли муравьиной кислоты и мраморной крошки.

В Ленинградской области

В пресс-службе Комитета по дорожному хозяйству Ленобласти «Вестям» подтвердили, что для антигололедной обработки дорог в регионе также используется чистая соль, солевые растворы и песко-соляная смесь. Такой выбор сделан из соображений эффективности и безопасности.

Специалист комитета пояснил, что солевой раствор хорошо работает при перепадах температур, а чистая соль эффективна в морозную погоду. Кроме того, этот способ позволяет избежать пылевых бурь весной. Не менее важно, что соль и ее раствор для почвы менее вредны, чем химические реагенты.

Также в пресс-службе рассказали, что в Приозерском районе для дорог с низкой интенсивностью движения тестируется использование в качестве ПГМ каменного отсева. Выводы об эффективности этого эксперимента будут сделаны по окончании сезона снегоуборочных работ.

 Авторы: Татьяна Алмазова
Источник: ЛенОблИнформ

Все Права Защищены © СПб ГУДСП "Петродворцовое"

Регистратор Мой хостер Яндекс.Метрика